Страница предназначена для публикации материалов, раскрывающих основные цели, задачи, этапы реализации и содержание программы «Портфолио в основной школе», методических рекомендаций по составлению портфолио для учителей, учащихся и их родителей.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Проблема профильного обучения является одной из важнейших задач модернизации образования. Основная идея обновления старшей ступени общего образования состоит в том, что образование должно стать более индивидуализированным, дифференцированным, ориентированным на создание условий выбора для удовлетворения образовательных потребностей старшеклассников. Реализация этих идей направлена на изменение целей, содержания, технологий организации подходов к оценке образовательных результатов учащихся.
Принятие и дальнейшее развитие парадигмы практико-ориентированного образования приводит к большему использованию других, альтернативных методов оценивания.
Одним из таких методов оценивания является портфолио. Портфолио (в широком смысле этого слова) – это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьников. Он относится к ряду “аутентичных” (то есть истинных) индивидуализированных оценок и ориентирован не только на процесс оценивания, но и самооценивания. Основной целью аутентичного оценивания является оказание помощи учащимся в развитии их способностей анализировать собственную деятельность, сопоставлять её с общепринятыми стандартами и на основе этого пересматривать, усовершенствовать, перенаправлять свою энергию, проявлять инициативу для достижения собственного прогресса.
Портфолио не только является современной формой оценивания, но и помогает решать важные педагогические задачи:
– поддерживать высокую учебную мотивацию школьников;
– поощрять их активность и самостоятельность,
– расширять возможности обучения и самообучения;
– развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности учащихся;
– формировать умение учиться: ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;
– и как результат:
– способствовать повышению качества образования в целом.
Введение портфолио мотивировано задачами построения образовательного рейтинга выпускников 9-го класса и вопросами оптимизации механизмов формирования 10-х профильных классов.
Каждый выпускник основной школы получает вместе с аттестатом и индивидуальный образовательный рейтинг (портфолио), который помогает целенаправленно выбирать профиль обучения. Поэтому важно уже с 7 класса начинать подготовительную работу с учащимися, направленную на обучение осознанному самостоятельному накоплению портфолио по выбору.
Цель программы – создание индивидуального образовательного рейтинга, основанного на компетентностном подходе, в котором отражены истинные, реальные достижения обучающегося.
Основные задачи курса:
– создать эмоционально-комфортную образовательную среду;
– способствовать развитию коммуникативных умений и навыков;
– изучить интересы, потребности и склонности учащихся;
– изучить возможности учащихся: способность к общению и саморегуляции, достижения в учебной и досуговой деятельности;
– соотнести интересы, потребности и склонности с возможностями в процессе совместной работы педагога-психолога с учеником;
– информировать учащихся и их родителей о различных вариантах выбора образовательного маршрута;
– способствовать формированию и развитию у учащихся навыков самостоятельного и осознанного принятия решения;
– изучить возможности учащихся: способность к общению и саморегуляции, достижения в учебной и досуговой деятельности;
– соотнести интересы, потребности и склонности с возможностями в процессе совместной работы педагога-психолога с учеником;
– информировать учащихся и их родителей о различных вариантах выбора образовательного маршрута;
– способствовать формированию и развитию у учащихся навыков самостоятельного и осознанного принятия решения.
Реализация программы рассчитана на пять лет, что позволяет составить “картину” значимых образовательных результатов в целом, обеспечить отслеживание индивидуального прогресса ребёнка в широком образовательном контексте, продемонстрировать его способности практически применять приобретенные знания и умения.
Работа с портфолио предполагает организацию деловых игр, дискуссий, диспутов и т. п., самостоятельную работу учащегося и индивидуальную работу с педагогом.
К работе с портфолио привлекаются родители, учителя-предметники, педагоги дополнительного образования, психолог. Курирует работу классный руководитель.
Важно, чтобы на каждом этапе в процессе продвижения к намеченной цели был зафиксирован успех ученика, так как именно успех – наилучший стимул для дальнейшего продвижения. Именно поэтому основным инструментом программы является рабочая папка «Портфолио» (с 5 по 8 классы) ученика, где отражаются цели, которые ставит перед собой ученик, пошаговое продвижение к ним, успехи и достижения.
Содержание рабочей папки (портфолио):
– официальные бланки портфолио (приложение к аттестату учащихся 9 класса);
– рейтинг выпускника основной школы (Положение об индивидуальной накопительной оценке (портфолио);
– диагностические материалы;
– таблицы и схемы для ведения портфолио;
– памятки и инструкции для учащихся;
– методические рекомендации по ведению портфолио;
– примерные варианты занятий с учащимися.
Работа с учащимися осуществляется в индивидуальной, фронтальной и групповой формах.
ВИДЫ ПОРТФОЛИО
При обсуждении с детьми, как должна выглядеть рабочая папка (портфолио), необходимо обратить их внимание на то, какое время она должна прослужить, насколько удобна папка в обращении и, конечно же, как «театр начинается с вешалки», так и рабочая папка начинается с титульного листа, обложки. Желательно, чтобы она отражала стиль учебного заведения (эмблема, логотип и т. п.). В содержании указываются разделы, объединяющие определенное содержание представленных бумаг. Какие это будут разделы, можно обсудить с детьми, предложить им на выбор различные варианты.
a) Портфолио, состоящие из трех разделов (наиболее объемные и комплексные):
– «раздел документов» + «раздел работ» + «раздел отзывов».
б) Портфолио, состоящие из двух разделов:
– «раздел документов» + «раздел работ»;
– «раздел документов» + «раздел отзывов»;
– «раздел работ» + «раздел отзывов».
с) Портфолио «простые»
– портфолио документов;
– портфолио работ;
– портфолио отзывов.
Также предлагаются «Книжка достижений» («Дневник достижений»), «Лестница успеха» и т. п.
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ НАПИСАНИЯ АВТОБИОГРАФИИ
Автобиография начинается со слов “Я, фамилия, имя, отчество, ...”. Далее информация о себе излагается в свободной форме, но при этом следует учесть несколько требований:
– автобиография должна быть немногословной, но вместе с тем развернутой, отражающей основные события вашей жизни;
– важно, чтобы информация, указанная в автобиографии, помогала вам представить свою жизнь в максимально выгодном свете, не искажая при этом реальных фактов и событий;
– при описании конкретных событий из своей жизни не забудьте указать ваше отношение к ним и, что более важно, аналитические выводы, которые были сделаны после этого события;
– текст автобиографии и ее оформление должны быть максимально удобными для чтения. Записи выполняются (печатаются) на качественной бумаге, крупным шрифтом или разборчивым почерком;
– автобиография должна быть подписана и датирована. Если она занимает несколько листов, то подписывается каждый лист.
ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
ПО НАПИСАНИЮ АВТОБИОГРАФИИ
Данная биография рассматривается как документ к портфолио, поэтому, отвечая на вопросы, используйте не односложные, а распространенные предложения, чтобы в итоге получился расширенный обзор автобиографии.
План написания автобиографии
Фамилия, имя_____________________________________________
Родился(-лась) (день, месяц, год, место рождения)_______________
Образование (класс) ______________________________________
Информация о родителях, семье (кто родители, сколько детей в семье...)_____________________________________________________
1. Дошкольное детство
Мое самое раннее воспоминание (что помню, сколько мне было лет)
________________________________________________________
Друзья, домашние животные _______________________________
Самое яркое воспоминание из дошкольного периода
_________________________________________________________
Чем увлекался(лась) в дошкольном возрасте, ходил(а) ли в детский сад
_________________________________________________________
Любимые игрушки ________________________________________
Детские мечты, желания ________________________________
2. Школьная жизнь
Первое впечатление о школе ________________________________
_________________________________________________________
Самое яркое событие, связанное со школой____________________
_________________________________________________________
Кем хотел(а) быть в 7–9 лет и почему ______________________
_________________________________________________________
Лучшее событие в моей жизни (описать событие, впечатления)
_________________________________________________________
_________________________________________________________
Моя первая награда (какая награда и за что, впечатления)
_________________________________________________________
Полезные советы (выводы), полученные в результате жизненного опыта_______________________________________________________
Самая памятная встреча
_________________________________________________________
_________________________________________________________
Человек, оказавший на меня большое влияние
_________________________________________________________
Переломный момент в моей жизни (краткое описание)
_________________________________________________________
Отношения с родителями в детстве и в настоящее время
_________________________________________________________
Взаимоотношения с друзьями, ровесниками и другими людьми
_________________________________________________________
3. К профильному обучению
Интересы, любимые занятия________________________________
Над чем мне необходимо работать: личностные качества, знания и умения_______________________________________________________
_________________________________________________________
Любимые школьные предметы, разделы или темы
_________________________________________________________
Предметы, которые мне нужны для овладения профессией
_________________________________________________________
Мои профильные предметы
_________________________________________________________
Мои успехи по этим предметам (олимпиады: где, когда, какой результат, творческие работы, рефераты и т. п.)__________________
_________________________________________________________
Какими последними достижениями, открытиями в интересующей меня сфере я могу поделиться (например, в математике, в спорте...)
_________________________________________________________
_________________________________________________________
Какие есть в этой области нерешенные вопросы, задачи__________
_________________________________________________________